Вячеслав (cheslavkon) wrote,
Вячеслав
cheslavkon

Categories:

Эвенки, где и как живут


   Впервые мне довелось увидеть эвенков в аэропорту Ванавары, что расположилась на реке Подкаменная Тунгуска в Красноярском крае. Маленький аэропорт, откуда в хорошую погоду летали самолёты Ан-2, вертолёты Ми6 и Ми-4, а изредка самолёт Ан-24 и вертолёт Ми-8, не принимал никакую технику, а людей, ожидавших вылета из Ванавары, скопилось за неделю, а то и две, много, даже очень много.

 В углу зала ожидания расположилось человек, насколько помню, около 20-ти. Женщины, дети, и конечно же, мужчины. Все они были довольно низкорослые, у каждого мужчины за спиной виднелась малокалиберная винтовка с обрезанным, почему-то. Стволом. Это потом я узнал. Что люди, охотившиеся в тайге на белок, часто отпиливали стволы винтовок, чтобы они не мешали передвигаться по лесу. Да, ещё много было собак. Но их люди выгоняли из здания аэропорта, и они бродили поблизости. Бегали по окрестному лесу в поисках мышей, белок и бурундуков.

 Всё мужское население аэровокзала после объявления нелётной погоды отправлялось в село, где было два магазина. К вечеру мужчины были пьяны. Однако. Никто из них никогда за оружие не взялся, хотя стычки между ними были. Все эти люди должны были лететь севернее – в Байкит, Муторай, и т. д.
Несколькими годами позже мне случилось жить на севере Ирфкутской области, где эвенков проживает немало. Здесь я узнал о них самих и их житье-бытье гораздо больше.

 По мнению учёных, занимающихся историей народов, их движением в мире, и проч., эвенки из района восточного Хингана под натиском более агрессивных и более воинственных племён Монголии и Северного Китая мигрировали в нынешние места своего проживания, а здесь уже расселились от Енисея до самого Тихого океана. При этом. На берегах Н. Тунгуски, в эвенкийском округе современного Красноярского края, в северной части Иркутской области, и некоторых других местах их осталось намного больше, чем где-либо. В Иркутской области эвенки остановились у Байкала, но позднее переселились в северную часть области – по реке Нижняя Тунгуска, в основном.
В Эвенкийский округ Красноярского края не всегда легко добраться, это легче всего сделать из районного центра Богучаны, что на Ангаре – оттуда самолёты летают и в туру, и в Ванавару.


На север Иркутской области есть возможность долететь из аэропорта города Киренск, оттуда же можно долететь вертолётом, но возможно это только при лётной погоде, а таковая здесь не всегда. На Нижней Тунгуске ниже Ербогачёна расположены несколько деревень, в которых эвенков встретить всегда есть возможность. Это Хамакар, Накано, Инаригда.

Но в деревнях, где проживают люди нескольких национальностей, эвенки мало выделяются, в тайге же, особенно летом, эвенка сразу отличите от человека русского ли, якута ли, а то и бурята. Дело в том, что пешком эвенки по тайге передвигаются на охоте, но в других случаях их можно увидеть скорее всего верхом на олене.

Группа эвенков на старом фото.
Вообще, на старых фотографиях изображения любых людей, в том числе и эвенков, более реалистичны, по-моему.

Разве не говорит это фото больше, чем все современные, о том, как выглядят эвенки у своего летнего чума? Откровенно говоря, нынешних чумов на фото найти не всегда представляется возможным, а чумы, стоящие на дощатом полу, или тротуарной плитке, это уже не чумы, а музейные экспонаты. Правда, этот чум больше похож на юрту, но так ли это на самом деле, точно сказать мне трудно.

А этот, зимний чум, уже довольно точно соответствует настоящему чуму, используемому эвенками зимой.

Однако, стоит заметить, что эвенки не всегда и не везде живут в чумах. Многие из них купили, а иногда, построили дома в деревнях. Мной замечена следующая особенность таких домов: вв них чаще всего нет перегородок, отопление осуществляется большой русской печью, но наряду с ней в доме имеется и железная «буржуйка». Буржуйка ставится для того, чтобы утром была возможность быстро нагреть воздух в доме.

В конце прошлого века имена мальчикам эвенки давали очень часто Вася, Кеша (Иннокентий), почему так, сказать трудно, но так было. Вероисповедание их – православие. Но вв роду эвенков часто есть и шаман, то есть, некоторым образом шаманизм сохраняется у людей, первоначальной религией которых он был. Язык эвенки используют в обращении с русскими и другими народами русский, в семье же часто говорят на своём, то есть они вполне двуязычные.

Увидеть эвенков, одетых так красочно, можно далеко не всегда.

Чаще можно встретить в лесу человека на олене в простой современной одежде.

В чуме мне пришлось побывать. Кроме обилия меха, ничего особенного я там не увидел, но это и понятно, практически все эвенки начиная с октября и кончая первыми оттепелями охотятся. Начало охоты связано с тем, что в первых числах октября в Эвенкии и части Иркутской области устанавливается постоянный снежный покров, и шкурки промысловых животных (белки, соболя) становятся «выходными».

В этом небольшом материале хотелось бы отметить, что женщины эвенков являются изумительными мастерицами в деле выделки меха и пошиве из него и тканей национальной одежды. Вы посмотрите, каков узор! Кстати, края одежды всегда отделаны с особой тщательностью, орнамент более мелкий, чем дальше от краёв.

Ну, а дети, они всегда и везде дети.
Tags: Сибирь, иркутская область, люди, север, фотографии географии
Subscribe
promo cheslavkon february 6, 2009 23:08 3
Buy for 20 tokens
Цена за сутки составляет 20 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments